Отношения с деньгами, после отношений с любимыми, наверное, самая важная тема, которая требует изучения. Когда речь заходит о деньгах, люди делятся в основном на две категории. У первой в глазах сразу зажигаются доллары и они готовы все отдать за то, что бы обладать ими. Вторые, которые не желают быть такими как первые и предпочитают гордо заявлять: «Да, у меня нет денег, но зато я хороший человек». Но есть еще и третья категория людей, которые знают, что деньги – это возможности, это сила, это способность дать своим детям хорошее образование, обеспечить светлое будущее.

              Сегодня очень важно быть финансово грамотным человеком. Без элементарных знаний сложно ориентироваться в мире финансов, инвестиций, разбираться в банковских продуктах и услугах. Не правда ли? Именно такую цель поставили перед собой преподаватели кафедры «Коммерческая деятельность»: помочь разобраться студентам в базовых вопросах финансов.

  • Как правильно пользоваться деньгами?
  • Как правильно вести личный бюджет?
  • Что такое депозит и кредит?
  • От чего зависит процентная ставка?
  • Что такое ставка рефинансирования и кто ее устанавливает?
  • Что такое банк и какие операции он вправе осуществлять?
  • Что такое платежная карточка?
  • Какие преимущества безналичного оборота перед наличным? … и т. д.

         На обучающем семинаре преподаватели каф. «Коммерческая деятельность» Борткевич Ю. В., Камешкова В. К. и Мартусевич А. А.  познакомили студентов с азами финансовой грамотности, научили правильно распоряжаться личными финансами. 

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.

               Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты.

         Стоит отметить, что от общего уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее экономическое развитие. Низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Поэтому разработка и внедрение программ по повышению финансовой грамотности населения – важное направление государственной политики во многих развитых странах, например в США, Великобритании и Австралии. Высокий уровень осведомленности жителей в области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране. Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д.

.jpg 

              Для того чтобы проверить свой уровень финансовой грамотности, мы предлагаем Вам пройти следующий тест. 

1. Какие из следующих утверждений, касающихся банковских карт, НЕ соответствуют действительности?

□        с помощью банкомата обычно можно получать наличные 24 часа в сутки

□        с помощью банкомата обычно можно проверять баланс на банковском счете

□        с помощью банкомата можно бесплатно получить наличные в любой точке мира

□        нужно иметь счет в банке, для того чтобы иметь карту для снятия денег в банкомате

□        я не знаю, как ответить

□        я не понимаю вопрос  

2. Из чего складывается прибыль, получаемая банком?

□        к доходу прибавляются расходы

□        из дохода вычитаются расходы

□        доход, поделенный на расходы

□        банк –  некоммерческая (неприбыльная) организация

□        я не знаю, как ответить

□        я не понимаю вопрос  

3. Какие последствия будет иметь укрепление рубля относительно других валют для экспорта белорусских товаров в другие страны?

□        экспорт увеличится

□        экспорт сократится

□        экспорт сначала возрастет, а затем сократится

□        экспорт не испытает никаких последствий

□        я не знаю, как ответить

□        я не понимаю вопрос 

4. Пенсионные фонды создаются, чтобы люди могли:

□        брать деньги взаймы в молодости, а погашать задолженность позднее, когда они станут старше и начнут больше зарабатывать 

□        выплачивать взносы пока работают, а в старости получать пенсии

□        создавать финансовые резервы на случай потери работы 

□        инвестировать крупные суммы в надежде получить большой доход 

□        я не знаю, как ответить  

□        я не понимаю вопрос 

5. Что из нижесказанного верно для налога на добавленную стоимость (НДС)?

□      ставка НДС одинакова для всех видов товаров и услуг

□      НДС ежемесячно удерживается из заработной платы

□      люди с низким уровнем доходов не облагаются НДС

□      НДС включается в цену товаров и услуг и увеличивает их стоимость

□      я не знаю, как ответить 

□      я не понимаю вопрос

6. Что из нижеперечисленного является основным источником дохода для людей в возрасте от 20 до 35 лет?

□      проценты и дивиденды 

□      заработная плата 

□      доход от бизнеса 

□      доход от аренды недвижимости 

□      я не знаю, как ответить 

□      я не понимаю вопрос

7. Если у Вас есть сберегательный счет в банке, что из нижеперечисленного соответствует действительности в отношении дохода по начисляемым процентам?

□      доход по процентам не облагается налогом  

□      высокий доход по процентам может облагаться подоходным налогом  

□      проценты на Ваш вклад не будут начисляться, пока Вам не исполнится 18 лет  

□      я не знаю, как ответить  

□      я не понимаю вопрос 

8. Иметь ликвидные активы означает иметь возможность легко и быстро превратить их в наличные деньги.

□      Это верно, но касается только граждан, достигших 18-летнего возраста 

□      Это верно при любых обстоятельствах  

□      Это верно, если речь идет о небольших суммах  

□      Это неверно  

□      я не знаю, как ответить  

□      я не понимаю вопрос 

9. Что из нижесказанного лучше всего передает смысл термина «процент»:

□   механизм, позволяющий создавать деньги «из воздуха»  

□   цена денег 

□   плата за открытие банковского счета  

□   я не знаю, как ответить 

□   я не понимаю вопрос 

10. Кредит обойдется Вам дороже, если у банка есть основания считать, что:

□   деньги нужны Вам на короткий срок  

□   Вы недостаточно надежный клиент и можете оказаться неспособным вернуть взятые взаймы деньги 

□   Вам нужна небольшая сумма  

□   Вы часто путешествуете за пределами страны  

□   я не знаю, как ответить 

□   я не понимаю вопрос 

11. Если банк выплачивает вкладчикам 12%, а от заемщиков получает 10%, прибыльна ли его деятельность? Если да, то какую прибыль он получает?

□   Да, банк получает прибыль. Размер прибыли – 2% 

□   Да, банк получает прибыль. Размер прибыли – 10%, получаемые от заемщиков  

□   Нет, банк не получает прибыль, так как выплачивает вкладчикам больше, чем получает от заемщиков 

□   нет, потому что банки – некоммерческие (неприбыльные) организации  

□   я не знаю, как ответить  

□   я не понимаю вопрос 

12. Какую сумму сможет заработать Федор, разместив на депозитном счете 2 000 рублей сроком на два года под 4 % годовых?

□   около 200 рублей  

□   около 40 рублей  

□   около 80 рублей  

□   около 160 рублей 

□   я не знаю, как ответить 

□   я не понимаю вопрос 

19. Ежемесячный заработок Дмитрия – 10000 рублей. 4500 руб. он отдает родителям, 1500 руб. тратит на обеды, 1000 руб. – на проезд, столько же на посещение кафе. 1250 руб. расходятся на мелочи. Сколько времени потребуется Дмитрию, чтобы скопить 3000 рублей

□   3 месяца 

□   4 месяца 

□   1 месяц 

□   2 месяца  

□   я не знаю, как ответить  

□   я не понимаю вопрос 

20. Филипп и Диана ровесники. В 25 лет Диана начала откладывать по 2000р. в год. Филипп не имел сбережений до 50 лет, когда начал откладывать по 4000р. в год. Диана продолжала сберегать по 2000р. в год. Сейчас им по 75 лет. У кого пенсионный вклад больше?

□        суммы на счетах равны, т.к. перечислено равное количество денег  

□        у Филиппа, так как он каждый год перечислял большие суммы 

□        у Дианы, потому что она откладывала деньги большее количество лет  

□        у Дианы вклад больше за счет эффекта сложного процента, который приносил доход все время, пока деньги находились в банке 

□        я не знаю, как ответить  

□        я не понимаю вопрос 

22. Виктор и Егор работают в одной компании и получают одинаковую зарплату. Оба имеют хорошую кредитную историю. Виктор взял 4 000 евро в кредит на зарубежную турпоездку. Егор взял 4 000 евро в кредит на покупку автомобиля. Кому кредит обойдется дешевле?

□        Егору, потому что покупаемый автомобиль служит обеспечением кредита 

□        стоимость кредита будет одинаковой, так как ставки устанавливаются законом 

□        Виктору, так как кредитование зарубежных поездок считается менее рискованным 

□        разницы в стоимости кредита не будет, так как у них одинаковая финансовая ситуация  

□        я не знаю, как ответить  

□       я не понимаю вопрос

 

Наиболее известные интернет-ресурсы в области финансовой грамотности.

1. http://www.banki.ru/ Информационный портал Банки.ру - крупнейший банковский сайт России. Повышению финансовой грамотности населения полностью посвящен раздел «Банковский словарь», в котором разъясняются финансовые и экономические понятия и термины, даются практические рекомендации потребителям финансовых услуг.

2.  http://www.gorodfinansov.ru/  «Город финансов» – портал, созданный в рамках общефедеральной программы «Финансовая культура и безопасность граждан России».

3. http://marafon.fingramtv.ru/  «ФинграмТВ» - проект Ассоциации российских банков. Интернет-телеканал, ориентированный на повышение финансовой грамотности. На сайте можно посмотреть телевизионные лекции и получить консультации онлайн.

4. http://www.fingramota.org/  «Экспертная группа по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам России».

5. http://www.fingramota.com/  «Финграмота.com» – официальный сайт Союза заемщиков и вкладчиков России.

6. http://www.azbukafinansov.ru/  «Азбука финансов» – проект по повышению финансовой грамотности, разработанный платежной системой Visa International при поддержке Министерства финансов РФ.

7. http://labs.fgramota.org/  «Финансовая грамота» - совместный проект по повышению финансовой грамотности Российской экономической школы (РЭШ) и Фонда Citi.

8. http://www.fingramota.by/ Единый интернет-портал финансовой грамотности населения Республики Беларусь.

9. http://http://www.nbrb.by/ Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь.